О правах потребителя в сфере электронной торговли в сети Интернет

В настоящее время на интернет-ресурсах в Российской Федерации предлагается к продаже разнообразный ассортимент товаров. При этом, при доставке таких товаров их качество не всегда соответствует заявленному.
Права потребителя в сфере дистанционной торговли установлены статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и «Правилами продажи товаров по договору розничной купли - продажи», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила).
Согласно пункту 13 Правил, договор купли-продажи по приобретению товара считается заключенным между сторонами с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор розничной купли- продажи).
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (заказанному товару, информации его характеризующей,
размещенной на страницах сайта в сети Интернет).
Товар, не соответствующий договору, признается проданным с недостатком.
В этом случае, потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, в том числе об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы.
Одновременно потребитель вправе требовать возмещения убытков, компенсации морального вреда, причиненных нарушением продавцом условий договора купли- продажи.
Условия возврата товара надлежащего качества (не связанные с нарушением условий договора купли-продажи), приобретенного дистанционным способом, урегулированы пунктом 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2021 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, на основании пункта 41 Правил, потребитель может реализовать данное право также в отношении технически сложного товара бытового назначения.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, прилагаются документы (сведения), подтверждающие факт и условия покупки товара у данного продавца.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Деятельность информационных посредников, являющихся владельцами сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, в сфере электронной торговли регулируется Законом о защите прав потребителей.
Владельцы агрегатора, предоставляя продавцам в сети Интернет информационную площадку для размещения товаров, одновременно дают возможность потребителю ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить с продавцом договор купли-продажи, а также произвести предварительную оплату указанного товара путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и пункта 3 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей.
Учитывая, что ответственность за соблюдение обязательства по передаче потребителю товара по договору купли-продажи несет продавец, то требование об отказе от исполнения такого договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы (заявленное по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 18, пунктом 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей) предъявляется
потребителем именно продавцу, сведения о котором предоставляются владельцем агрегатора на предоставленной им информационной площадке в сети Интернет.